Анон объясни почему самолеты такие дорогие?Я более чем уверен что их производство не сложнее чем производство автомобилей.Например стоимость автомобиля эконом класса будет ~700кВ то время как стоимость легко-моторного маленького самолетика будет от 1,5 млн.Откуда берутся такие цены?Эх как же хочется полетать на своем самолетике. Почему они такие недоступные...
>>217859649 (OP)>Анон объясни почему яхты такие дорогие?>Я более чем уверен что их производство не сложнее чем производство резиновых лодок.
>>217859649 (OP)Их производство легче, чем производство автомобилей. Для сравнения, там моторы прямиком из 50-х, с присранными инжекторами. Как следствие - воздушное охлаждение, степень сжатия семь к одному, это смешно просто по сравнению с каким-нибудь tfsi.Просто спрос на самолёты сильно меньше, чем на машины, это почти штучный товар, потому такая и цена.
>>217859797Тут и стаить ничего не нужно, это и школьнику понятно. Даже какой-нибудь автослесарь дядя Вася у себя в гараже в состоянии скрафтить самодельную жоповозку, а чтоб самолёт построить, это уж извините - совсем другое образование надою
>>217859884Полно чертежей и доков по сборке разных древних моделей.Собрать - хуйня, а вот правильно обкатать и обслуживать, чтоб не пиздануться - вот это самое трудное и без опыта можно вьебаться.
>>217859768Двачую.Чем больше серия, тем себес изделия меньше.Мелкосерийка или штучное всегда дороже в разы, а то и на порядки поточного товара.
>>217859768>Их производство легче, чем производство автомобилей.Ты ебанутый? В каком месте оно легче? Если на отбраковке какого-нибудь БНВ в авто поставят двиг с дефектом литья картера -- нихуя не будет. Ты приедешь в салон, тебе свапнут двиг на новый, поедешь дальше. Если же ты купишь себе какой-нибудь лайкоминг, и ВНЕЗАПНО обнаружиться что вот этот маленький болтик затянут от руки и не по динамометрическому ключу -- набутылят весь отдел контроля качества.>там моторы прямиком из 50-х, с присранными инжекторамиТак по твоей логике можно сказать что двигатель на GTR это паровая машина из 19 века, просто на бензине и с присранным инжектором.>по сравнению с каким-нибудь tfsiЧел, многоступенчатые компрессоры которые стоят на каких-нибудь цесснах 340 и которые подают воздух не только в двиг, но и в кабину и рядом не стояли с обычными tfsi. Как минимум потому, что там есть динамическая система высотной коррекции смеси, в гораздо большем диапазоне чем на автомобилях (подумай какая должна быть смесь на уровне моря и на высоте в 6к км)Мимо- мамкин авиаконструктор СЛА.
>>217861381И это только то, что касается двигателя.Могу расписать более подробно, все равно нехуй делать.Электрика и авионика:Не имеет ничего общего с автомобилями. Система зажигания (на "легких" поршневых ДВС) состоит из двух независимых контуров (магнето на простых карбюраторных двигах и эбу по типу автомобильного на инжах).Все аналоговые пилотажно-навигационные приборы производятся под ахуеть каким контролем, сравнимым с контролем каких-нибудь медицинских ИВЛ. Имеют очень сложную конструкцию, собираются в условиях стерильности и т.д.Всякие цифровые панели EFIS в пересчете заменяющих аналоговые приборы выходят дешевле, но не всегда. В мире всего несколько заводов по производству такой электроники, по этому тут цены так же полностью оправданы.Всякие бензонасосы, тумблера, лампочки так же имеют совершенно другое качество, в отличие от автомобильных.Планер:Тут стоит немного оговориться. При расчете прочности автомобиля всегда округляют коэффицент безопасности в большую сторону, т.к выигрыш в весе на пару кг особой погоды не сделает, но может избавить от кучи гемора.В самолетах все совершенно по другому. Расчет идет не от максимальной прочности узла, а от его минимального веса. Тут решает каждый килограмм. Конструктора делают всё возможное что бы облегчить конструкцию на максимум.Сборка планера это тоже отдельная история. Там не работают способы производства аля "автомобильный конвеер", это очень сложный процесс в котором контроль проходит каждая заклепка, проверяется геометрия конструкций вплоть до сотых миллиметра.
>>217859649 (OP)Тащемта, ты можешь полететь за 500к-1кк на изи.Если не боишься разъебаться -- хватит 300к.Можешь купить кит-набор какого-нибудь супер каба, поставить на него конверсию автомобильного субару или подобного авто-двс и смело летать. Если любишь пороться в сраку хардкор, можешь собрать самолет с нуля у себя в гараже из говна и палок.https://2ch.hk/tr/res/89673.html#89767 вот тредик по разработке именно такого проекта.>>217861381 СЛА-кун.
>>217862486>Сборка планера это тоже отдельная история. Там не работают способы производства аля "автомобильный конвеер", это очень сложный процесс в котором контроль проходит каждая заклепка, проверяется геометрия конструкций вплоть до сотых миллиметра.Да конечно блять, сотые доли миллиметра, не пизди мне тут. Мимо пилот, периодически чиню свой СЛА методом разгибания труб об дерево.
>>217859768Могу пояснить про дельтапланы. Цена современного спортивного безмоторного дельтаплана около 500к руб, что сравнимо с дешевым авто. При этом он устроен безмерно проще этого авто, делается с трудозатратами в сто раз меньше и никаких сотых долей миллиметра там и близко нет. Я лично много чего чинил, менял трубы, менял троса, сам сверлил, сам заделывал, сам клепал, сам паруса зашивал - и вот плюс-минус миллиметр вообще нихуя не влияет на полет, а если и влияет в некоторых местах то можно после ремонта поднастроить как надо регулировками. Даже карбон самостоятельно клеится, чинится и ничего космического в нём нет.Та же история и с самолетами, цена только за эксклюзив.
Даже если у тебя и будет самолёт, то полетать ты не сможешь, так ещё со времён совка воздушное пространство тебе не принадлежит и летать нельзя. Это тебе не швятая, где частные пилоты обыденное дело.
>>217863547Долбаеб сравнивает дельтапланы с двухгоршковыми "буранами" и обшивкой из ткани с самолетами. Что еще спизданешь?
За качество и работоспособность самолёта жопой отвечают производившие, так как риск смерти при поломке больше. Больше ответственность - больше цена.
>>217863858Они везде так стоят. Ты можешь купить за копейки, можешь купить за сотни нефти. Любой каприз за ваши деньги.
В детстве смотрел мультик чудеса на виражах. И хотел также летать на самолёте, как у Балу, улетать далеко в море, садить там самолёт и оставаться на едине с собой.До сих пор есть такая мечта. Но не знаю возможно ли её реализовать и где нужно жить для этого. Где лучшие условия, чтобы купить самолёт, жить у воды и иметь возможность улететь туда далеко в море и чтобы никто не беспокоил законами и прочим?
>>217864716Еще раз, ты приравниваешь дельтаплан у которого телега состоит из трех труб сваренных треугольником с самолетом блять.Если уж на то пошло, выскажу своё имхо тебе за щеку -- дельтапланы это убогая НЕХ которая убила не один десяток опытны гражданских/военных/ летчиков-испытателей с налетом под 10к часов. Любой дельталёт на порядок опаснее чем какой-нибудь Арго-02 собранный в гараже, из-за своей конструкции.Как минимум из-за того, что при потере скорости дельталет не входит в сваливание как православный самолет, а входит в вертикальное пикирование иногда с последующим кувырком, и выходит из него только об землю.
Оп долбаеб и зелень, мать я его ебалНо хуй с ним отвечу, дорого, потому что сейчас дохуя стандартов к самолёту, чтобы он во время полета не взорвался. Поясняю , эти стандарты подразумевают, что очень много деталей в самолёте специально обрабатывают, лопатки, винты, гайки, обрабатывают термообработкой, ионной имплантацией дохуя их, к движкам и редукторас отдельные требования вообще, это тебе не автомобиль. Все из таких мелочей и собирается. Ты можешь собрать самолёт из говна и палок, за 300-500кк, и даже летать на нем сможешь если нормально спроектируешь, но это будет самолёт из говна и палок
гы самалёт)))))поссал на ебланов, которые верят в самолеты.щас бы хуй знает сколько тонный кусок метала летал))
>>217865094Пиздец ты эксперт>труб сваренныхСваренных блять.>Как минимум из-за того, что при потере скорости дельталет не входит в сваливание как православный самолет, а входит в вертикальное пикирование иногда с последующим кувырком, и выходит из него только об землю.Да ты что. Вертикальное пикирование, иногда с кувырком, и все от простой потери скорости? Мой вот что-то просто клюет носом и набирает эту саму скорость с потерей 15-20 метров высоты, всё. Причем штопор скажем невозможен в принципе.
>>217865094>дельтапланы это убогая НЕХ которая убила не один десяток опытны гражданских/военных/ летчиков-испытателей с налетом под 10к часовПотому что долбоебы и считают что раз налет на другом типе у них 10к, значит все можно. Хоть на дельтаплан, хоть на параплан, хоть на КК Союз.
>>217859649 (OP)1) Все самолеты производятся штучно и вручную, а не на конвейере2) Большая доля НИОКР в стоимости3) Надежность4) Материалы. Алюминий довольно дорогой.
>>217865439>Сваренных блять.Хорошо, из трёх труб соединенных между собой болтовым соединением.>Да ты что. Вертикальное пикирование, иногда с кувырком, и все от простой потери скорости? Мой вот что-то просто клюет носом и набирает эту саму скорость с потерей 15-20 метров высоты, всё. Причем штопор скажем невозможен в принципе.Ну, значит твоё крыло не обосранный кал, и антипики хоть как-то работают. Поздравляю, мб проживешь еще пару лет.https://www.youtube.com/watch?v=t4UgD4avL8A
>>217865717Я на безмоторном летаю.Твой видос вообще про проворот телеги, по сути это аналог локаута. Ну и Леуськов тот ещё кадр, знаком с ним. Опытен, безусловно, но иногда несет полный бред.
>>217859649 (OP)Кто мне объяснит почему мотоциклы/квадроциклы такие дорогие? В них же нет массивных металлических деталей корпуса, как в автомобилях, нет салона, сложной электроники, тем не менее пикрил стоит как средний авто?
>>217865929Ну я тоже о Леуськове наслышан, но конкретно в этом видосе я почти во всем с ним согласен.Вот хоть убей, не понимаю:Нахуя садиться в бг-мерзкий мотодельтаплан, когда за эти же деньги и при +-этом же весе можно сесть в самолет, где все явления и моменты сил изучены 100 лет назад, и все управление осуществляется максимально юзабельно интуитивно? Нет никаких закруток, настроек/подстроек крыла/телеги, моменты от винта почти никак не воздействуют на полёт. А если расшарить максимальный взлетный вес -- можно сделать закрытую комфортную кабину и увеличить дальность полета на изи. На дельтаплане хуй ты получишь такой функционал.
>>217866407Ты че, шавка ёбаная?Спорт от 200к можно взять, хуёнду новую изсалону на автомате за 700к. Мать твою ебал короче.
>>217865929Пошёл тогда на хуй отсюда, пидорасинаЛечи голову кретин ебанный, ты влез в тред о самолетах со своими дельтапланами ебаными, дк теперь еще и без мотора, сука, кретин тупорылый, блять, может ты ещё высрешь что на самокате катаешься нахуй?
>>217866661>Нахуя садиться в бг-мерзкий мотодельтапланНу для начала я лежу в нем.1. Мне нравится не просто полет, но полет в разных местах мира. Самолетчики обычно летают вокруг дома или куда могут долететь сами. Есть исключения, но с парапланом или дельтапланом проще путешествовать.2. Мне нравится правовой нигилизм. Мне не нужен ВЛЭК, мне не нужно пилотское, мне похер на заявки, зоны C и всю эту дребедень. Над аэропортами не летаю и норм.3. Мне нравится парящий полет, птицы в одном потоке, тишина и свист ветра вокруг. Никакого рыка мотора, никаких кабин, вокруг только небо и простор.4. С мотором по-моему летать просто скучно. Нет челленджа. Каждый безмоторный маршрут это вызов твоим умениям - обработать поток, правильно выбрать скорость на переходе, найти следующий термик. С мотором дал газу и просто летишь. Зачем, куда, непонятно.5. Цена достаточна доступна для офисного планктонаВот как-то так.
>>217867349>Ну для начала я лежу в нем.Ну вот опять, ты какаешь безмоторным ЛА в тему про САМОЛЕТЫ.С таким же успехом можно сравнивать с самолетами всякие парапланы, планеры и обычные парашюты, лол.>Мне нравится правовой нигилизм. Мне не нужен ВЛЭК, мне не нужно пилотское, мне похер на заявки, зоны C и всю эту дребедень.Так на любом СЛА до 120кг тебе не нужно пилотское и заявки.>Мне нравится парящий полет, птицы в одном потоке, тишина и свист ветра вокруг. Никакого рыка мотора, никаких кабин, вокруг только небо и простор.Так любой планер (бланник, свифт) срет твоему дельталету по дальности и времени полета за щеку.> С мотором по-моему летать просто скучно. Нет челленджа.Ну, я не дрочу на обычное порно, дрочу только на лолей и лошадей. Ибо обычное порно это скучно, нет челленджа.Чел, касательно обычных дельтапланов я не имею ничего против, но вот конкретно в этом треде МОТОдельтапланы сосут дельта-бибу, ибо опасные и не юзабельные.
>>217859884мне кажется там дело даже не в том что машину легче собрать , кукурузник тоже легко собрать , надо только понимать аэродинамику и даже банально желание. Другое дело на самолеты нужно ещё и права .
>>217859649 (OP)блять я уж обрадовался что старенький як по цене девятки выйдет, а потом приписочку в даларах увидел(
>>217868208Вот видишь, самолёт собирают люди, и при том много, а в автоиндустрии ввиду меньших размеров можно эффективнее внедрять роботов, что дешевлеи вообще, самолёты из алюминия делают, а он дороже стали
>>217859649 (OP)> 50к$> НедоступныеНикто же не виноват, что ты такое тупое нищее быдло, не способное зарабатывать деньги.
>>217871311Не, в основном таки из дюраля.В классических самолетах из композитов разве что капот/кок/обтекатели стоек/ законцовки консолей могут лепить.Цельнокомпозитный фюзеляж только у маленьких гидролодок всяких, и то не у всех.
>>217870313Смотря где, есть зона G в ней нужно уведомление отправлять, есть зона C в ней нужно разрешение получать. Но обычно властям похер на тебя и никто не заморачивается. На глиссаду домодедово не залетай главное.
>>217859649 (OP)>производство не сложнее>2 триллиона триллиардов кредитоповозок в год, стоимость разработки три копейки с ведра>4 цесны ручной сборки стоимость разработки полцены штучного продукта./треджалсо — феррари. теперь гори.
>>217868569Охаешь за его стоянку, ТО и топливо плотить, это только реально упоротым, людям попроще лучше яхту за четверть лимона можно найти приличное корыто выходного дня купить.
>>217872471Вот здесь поподробнее, четверть лимона за яхту это как? Или это долларов, но тогда есть сильно сильно дешевле варианты. А в рублях как-то дешево?
>>217872777Спс. Тянка новый телефон купила Xiaomi, лол. Как карантин снимут - опробуем. Должно быть еще красивее, по идее.
>>217872575>А в рублях как-то дешево?Ты не представляй себе посудину Абрамовича и все станет на свои места. Однокаютная прогулочная лохань со стоянкой на Ладоге, коцками и адовым двухтактником как раз четверть и вывесит, но чтобы пошкиперствовать на уикэнде — больше и не надо, при некоторых влошениях денег и энтузиазма можно будет и прибрежную Европу побороздить до Босфора.
>>217866407Мимо владелец кавасаки версус 1000 2017 года из салона, брал со скидоном за ровно лям. Плюс еще допов тыщ на сто набрал. Могу себе позволить.
>>217866407Вот тут ты кстати обосрался немного, сравни цены на мотоциклы BMW с ценами на авто BMW.Можно еще Honda/Honda.Мотоциклы дешевле.Я кавасаку 650 взял за 450к в 2017, за эти деньги что можно было взять, гранту только?
>>217859649 (OP)Трдд (дрыгатель) для современного самолёта может стоить все десять миллионов бакинских. А их минимум два надо. Вот и считай.Мимо специалист по джетам
>>217864636Двачну.Сами яхты достаточно дешёвые а вот на их содержании и обслуживании ты разоришься нахуй
Да ну хуета это ваши самолеты, ну силишь как додик пялишь в окно, ну летишь управляешь и хули, удовольствия не больше чем от поездки на машине.
>>217859649 (OP)1.Требования к материалам гораздо выше.2. Требование к персоналу фабрики выше.3. Внутреннее устройство (системы управления, навигации, САС) сложнее.4. Меньший спрос: мало кто может позволить (отдельное обучение + просто так взять и полететь на нем не выйдет), следовательно, для окупаемости производства необходимо повышать цену.
>>217874016В воздухе свобода.Смотришь на ногоблядей как на говно.Ползуют по земле, а ты над ними.Гагарин не хотел возвращатся, его насильно посадили. Армстронг тоже луну себе решил забрать. 5 раз летали с ним воевать. Луну отбить.
>>217873597Учитывай что за корочки международного стандарта российские не нужны с ними ты будешь по всему миру восприниматься как обезьяна с гранатой, а на международные учат всего несколько школ в стране и иже с ними паспортами моряка и прочей бумагой еще от полутора сотен до четверти отдать придется. Даже, сучий онлаен-теории, курс стоит три сотки евров: http://www.kabestan.ru/rya-essential-navigation/ карантинщикам дали скидос, за счет отсутствия бумажных материалов, лел. Ну и как-бы на серьезном паруснике попрактиковаться тоже косарик евро за две недели берут, зато с настоящими морскими волками и сотней студентоты в роли матросов за штампик производственной практики.Поэтому гугли в купе с обучением.Я вот пока на корки только наяриваю коплю, все таки яхту можно и арендовать, а умения — нет.
>>217874345Да, я смотрел по обучению и даже записался было в прошлом году, но не сложилось. А в этом коронавирус ебучий, что за невезуха.
>>217873711>а вот на их содержании и обслуживании ты разоришься нахуйБайка, хотя все зависит от того что ты готов делать сам своими руками. даже ебаную стоянку в Ломоносове продавали месяц назад за какую-то херню, что избавляет тебя от арендной платы.
>>217872471Конченый хули ты тему переводишь? Припекает от таких блядей. Конкретная тема треда - стоимость самолёта. Не стоимость обслуживания. Не стоимость топлива. А стоимость ебаного самолёта. Что в твоей тупой башке не понятно?мимо
>>217874016Двачую, а вот если как я говорил выше - садить самолёт на воде как Балу, то можно там спокойно сидеть, вокруг только вода и природа. Даже порыбачить можно будет с самолёта
>>217859649 (OP)Потому что капитализм. Ясен хуй что автомобиль сложнее. Одна только подвеска нынче устроена в 10 раз сложнее самолетного крыла.
>>217873674>минимум дваВторой на запчасти штоле, специалист по минетам? А, не, просто вам с вашей ебаной парашей, тухнущей от любого изменения ветра, и три мало будет. Тем же хуем поссал и на турбопропоблядков. Ровные господа хуярят на поршневых синглах, как диды завещали.
>>217859649 (OP)Блять, пролистал тред, не нашел единственно верного ответа - МАСШТАБ ПРОИЗВОДСТВА И АНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА.На разработку дизайна авто - нужно миллиард вечно зеленых. На разработку самолета - наверняка в разы больше, учитывая, что любая поломка во время финальной эксплуатации - огромные денежные и репутационные убытки. Просто загугли "Акции компании упали из-за аварии самолета"Все эти миллиарды нужно размазать по продукции не самим же платить лол. Авто выпускают несравнимо большими тиражами чем самолеты, и процент от стоимости разработки + меньшая стоимость этой разработки, у авто соответственно меньше. И с чего ты взял, что их производство дешевле? Я в этом дилетант, но слышал что существуют авиационные марки металла. И в конце концов материалы используются высокого качества. И это я еще молчу за компенсацию рисков, она тоже входит в стоимость продукции. Банально - если леталку купит Васян-нищеброд и разъебется в нетрезвом состоянии/нелетную погоду По тому что Васян - нищеброд, а значит зачастую спонтанное и безответственное быдло. - компания потеряет больше, чем приобретет от продажи леталки Васяну
>>217875612Даже процессор - будучи сложнее всего авто вместе взятого стоит 5 - 10К Дело не в сложности, конвейер все решает, дело в базовом сырье, рисках, налогах, масштабе, воле аллаха и конечно стоимости разработки
>>217859649 (OP)Во-первых - сложнее намного.И двигло круче, и авионика дорогая.Во вторых и сами самолеты, и части его - намного менее массовый товар, чем автомобили и их части. А на штучный товар намного большая накрутка, разработка в его цене весит намного больше, испытания и частей и готовых смаолетов серьезнее и т.д.Так что вообще нихуя удивительного. Удивительнее, что можно самолетик вполне бодрый за 40к$ взять, считай камри в норм.
>>217878210>Удивительнее, что можно самолетик вполне бодрый за 40к$ взять,Зависит где покупать. Можно наверняка и дешевле найти.
АВАРИЙНЫЙ ПЕРЕКАТhttps://2ch.hk/tr/res/89673.html#89767АВАРИЙНЫЙ ПЕРЕКАТhttps://2ch.hk/tr/res/89673.html#89767АВАРИЙНЫЙ ПЕРЕКАТhttps://2ch.hk/tr/res/89673.html#89767АВАРИЙНЫЙ ПЕРЕКАТhttps://2ch.hk/tr/res/89673.html#89767
>>217859649 (OP)Разработка автомобиля с нуля - от 100млн$. Машин продают за год миллионы, а сколько самолетов? Ну вот и считай. Чтобы окупить разработку самолета им надо продать 1000 летунов, а чтобы окупить разработку машины нужно млн. ОП - долбоеб, самолет в разы более сложный механизм.
>>217883033>На дабл продаю почкуЛол. Не спеши продавать - ходят слухи, что туристов еще год пускать не будут. Учитывая, что туризм - основной экспорт в НЗ, как бы мне самому не пришлось почку продавать.https://www.nzherald.co.nz/business/news/article.cfm?c_id=3&objectid=12322688&ref=art_readmore
>>217859704>Чем конвейер на заводе авто отличается от конвейера на заводе самолетов?Тем что сборка ручная, тем что детали не для массового производства, ограниченое количество девелоперов на рынке. Короче иди маски шей.
>>217859768Еще спиздани, что ракеты строить дешевле автомобилей, потому что там используются двигатели из 12 века.
>>217884795>ВидрилОго, вот это глиссада. Я бы обосрался с таким креном и на такой высоте.А на сколько реально перекатится бомжу в НЗ по рабочей профе?Мимо мамкин электромонтажник с заделкой под инженера, без образования.И следом еще вопрос -- как быстро можно подтянуть инглишь до необходимого уровня с "май инглишь вери бэд"?
Тред не читал, заткните пасти, авиатехник в треде.Самолет - это не автомобиль или велик, его просто так не соберешь из говна и палок, это сложное и высокотехнологичное устройство. Самолеты делают из материалов, прошедших специальную сертификацию, подтвердившие испытаниями то, что они не горят, не поддерживают горения. Изделия из этих материалов не образуют опасных осколков и при горении опасных удушающих и пр. веществ. Это что касается интерьера (25 сн. АТА). Если мы говорим про остальное - то двигатели должны показать надежность работы как в нормальных, так и в форс-мажорных условиях (попадание птицы, льда, камней в движки и т.д), Система управления - логику работы в условиях отказов тех или иных узлов и агрегатов, да тысячи всяких условий, условностей и формальностей. Соответственно, все эти сертификации, пальпации, шурупы в заднице у европейских/американских/бермудских авиационных властей (получение т.н. FORM 1, сертификата соответствия) стоят очень дорого, отсюда и цены, взвинченные производителями этих комплектующих, агрегатов и узлов на свой товар, ведь самолетные запчасти типа приводов генераторов (IDG), стартеров, компьютеров системы управления, СУД производятся не на одном заводе (Типа Эйрбас или Боинг), а совсем на сторонних предприятиях, которые тоже хотят заработать.Вот и цены отсюда
>>217876037Этот прав. Сертификация и Контроль Качества. Це просто мантра для авиастроителей и эксплуатантов
>>217885245>Ого, вот это глиссада. Я бы обосрался с таким креном и на такой высоте.С этой стороны обрыв и высокие деревья - иначе не зайдешь.>А на сколько реально перекатится бомжу в НЗ по рабочей профе?Раньше было проще. Сейчас бы я уже не пролез. Но что будет через год - никто не знает. Мир катится в кризис типа того, что был в Штатах в 30е. Рабочие профы будут скорее нужны чем программисты и пилоты.